?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Терминатор 2: Судный День
petr_kuznets
http://www.peterlandtr06.narod.ru/images/001term.jpg

4 июня на российский экран выходит Терминатор 4. Эта эпопея началась 25 лет назад.

Многие рецензенты в фильме «Терминатор 2. Судный День» усматривают некий библейский подтекст, но ошибочно трактуют его следующим образом: Т-1000 это есть дьявол, а Т-800 это символ христианской жертвы. Это весьма поверхностный взгляд, хотя свойство дьявола подстраиваться под действительность и правда может иметь аналогию в этом контексте. Но суть не в этом. Библейский подтекст на самом существует, но заключается он совершенно в другом. 

Суть вот в чём: машинная логика не одухотворенная человеком есть смерть. Попытка создать программу способную обезопасить человечество обречена прийти к логическому выводу – необходимости уничтожения главной угрозы – самого человека, так как самоуничтожение заложено самой человеческой природе. Это короткое замыкание способна разорвать только вера, ибо только в этом высшем человеческом свойстве есть спасение.

В этом смысле, Терминатор - притча, исчерпывающая отношения человека и машины. Все последующие попытки развивать это повествование обречены на провал – «Судный День» - это самодостаточная картина, где само повествование это всего лишь образный язык, отвечающий на четко поставленные вопросы. Какие-либо дополнения в виде 3, 4 и так далее частей, сериалов, обречены рассыпаться на части, рассыпаться в прах, так как не имеют в себе никакого духовного стержня. К этой притче не нужно придумывать дополнений. Это цельный законченный образ и не надо вносить путаницу в виде никому не нужных деталей.

______________________


Судный День происходит в каждое мгновение жизни человека. Слова «судьба» означает «Суд Божий» - то есть каждое мгновение жизни человек выбирает свою участь в предстоящий ему Судный День. Ключевая фраза фильма «no fate» - те слова, что Сара вырезает ножом на деревянном столе, означают именно это – «нет судьбы, кроме той, что мы творим своими руками». Смысловой центр фильма - это выбор человеком своего будущего.

Если отмерить золотое сечение на таймере фильма – мы получим центральный эпизод – Сара целится в голову программиста, автора убийственной программы. Это кульминация. Судный день - не во взрыве атомной бомбы, это лишь следствие, главный Судный день именно в этом мгновении. Сара здесь символизирует человечество как таковое – она стоит вопросом – человек, ты действительно выше робота или нет. Имеешь ли ты сострадание, или действуешь исключительно логически? Ты сам способен простить, или ты ничем не лучше киборга? Вся предыдущая часть фильма – это подготовка к этому вопросу. А вся последующая – это результат ответа на этот вопрос.

Чтобы сделать Сару максимально символичной, режиссер вкладывает в её образ - на одну сторону весов – ясное осознание ужасающей сущности ядерной войны и последующей гибели человечества, а на другую - самое дорогое, что может быть – любовь к своему ребенку. Сара делает выбор исходя из самой себя, на нее никто не оказывает никакого влияния.

Именно в этом весь пафос Терминатора. Это фильм о победе любви над логикой. Этим выбором сказано всё. Эта та точка, вокруг которой вертится весь сценарий.

Машина имеет смысл существования, только в непосредственной связи с творцом-человеком. Человек в фильме – маленький мальчик (хотя может не такой уж и маленький) – потому что именно он, еще не испорченный логикой ребенок, чувствует простые истины. Терминатор спрашивает – «почему нельзя убивать людей?» - «потому что нельзя и всё. Просто верь мне». И это действительно фундаментальная недоказуемая аксиома. Это действительно вопрос веры, а не логики.

http://www.peterlandtr06.narod.ru/images/002term.jpg

Художественный язык фильма выпуклый до такой степени, что понятен любому. Вся эта картина – это образ машины. Музыка металлических ударов, предельно ясные брутальные символы, однозначная характеристика персонажей, четкая ритмика экшен-сцен, максимально сжатые диалоги, тщательно вычищенный от посторонних деталей антураж – вобщем, красота!

Есть заметные метафоры – раздавливание роботом игрушки, Т-1000 на фоне металлического манекена, ночная дорога как образ времени, то, что будущий защитник человечества играет в компьютерную игру, суть которой предотвращение ядерной бомбежки мирного населения и т. д.

Есть метафоры не очень заметные – например, Сара находится не просто в психиатрической лечебнице. Она находится в тюрьме собственных страхов. В самом начале пылающий в огне Терминатор внезапно закрывается решеткой радиатора грузовика, камера отлетает немного назад и грузовик уезжает в ночь – речь идет о том, что этот пылающий Терминатор, есть сердцевина, внутренняя сущность любой машины. У Кэмерона есть характерный авторский приём – в первой части, в самом начале подъемник поднимает железный груз, чтобы в конце фильма такой же груз опустился и раздавил робота. Точно также и во второй части грузовик уезжает в ночь, чтобы в конце приехать на металлургическое производство.

Для создания ощущения цельности композиции фильма используется реприза – вступительные титры на фоне робота в огне ядерной войны соответствуют финалу с киборгом, сгорающим в раскалённом металле – и здесь начала сходятся с концами.

Герои приезжают в пустыню – в змеиную пасть. Сара говорит – «ночью мы пересечем границу» - впоследствии становится понятным, что этой границей является не Мексика, а граница между прошлым и будущим. Смерть машинам готовится на кладбище машинной техники. 

Предельно жидкая женственность сильнее негнущейся мужественности – это еще и об этом. Тут опять же, каждый эпизод можно разбирать отдельно, здесь нет случайных деталей.
______________________

Небольшое отступление - всегда бывает забавным читать разные надписи в подобных картинах, они не бывают случайными: на грузовике, в котором Т-1000 гонится за парнем по канализации написано «Движение 24 часа в сутки» - имеется ввиду никогда не устающий киборг, конечно. Бар, в который заходит Терминатор Шварценеггера называется «Загон для скота», а на той хлюпкой машинке, что они спасаются в конце, на номере написано «жертва».

Хронология фильма, кстати, тоже неслучайна. 2029 год –  время, из которого прилетают киборги – это тот год, когда прямая роста производительности процессоров домашних компьютеров (имеющая неизменную скорость, начиная с 70-х годов) достигнет мощности человеческого мозга. Ядерная война в фильме начинается 29 августа – это день взрыва первой советской ядерной бомбы в Семипалатинске.

___________________


Что в итоге хочется сказать. Хочется еще раз сказать, что этот фильм бессмысленно дополнять. Бессмысленно снимать новые части еще и потому, что Терминатор – детище своего времени. Он возник в тот момент, когда на планете были максимальные запасы ядерного оружия, когда компьютер только вошел в жизнь людей, в Америке – фильм был снят в самом эпицентре развития этих технологий. Кэмерон отвечал на животрепещущие вопросы своей эпохи, когда они были наиболее актуальны.

А наше (не менее интересное) время - это уже совсем другая история.

Метки:

  • 1
Слушай, а что это за разметка кадров? Я не понимаю :(

да очень просто - можно проследить как оператор целится в золотое сечение : )

Круто. Открыл для себя золотое сечение :)
А ещё хотел спросить, это ты в ручную расчерчиваешь?

очень интересная рецензия=)
я тоже люблю искать символы в кино

Любопытно! Оставила у себя ссылку на пост.

  • 1